Документальное кино
Жизнь как подвиг 12.08.2012
12 августа 2012 года в России торжественно отмечается столетие Военно-воздушных сил.
Авиация России стала поистине легендарной. Профессия летчика всегда вызывала заслуженное уважение и восхищение. Имена лучших из них вошли в историю.
Смотрите оригинал материала наhttp://www.1tv.ru/documentary/fi=7701
Этому событию приурочено грандиозное авиа-шоу, которое состоится в подмосковном Жуковском. Только зрители Первого канала смогут увидеть эксклюзивные кадры подготовки к мероприятию, в котором примут участие все авиационные группы высшего пилотажа ВВС России, и лично познакомиться с летчиками-асами, героями неба. Зрители также смогут перенестись в далекое прошлое, где увидят полеты ретро-самолетов и реконструкцию боя времен Первой мировой войны.
12 августа 2012 года в Жуковском праздник, великий праздник русских летчиков. В этот день в небо поднимаются внуки и правнуки тех, кто когда-то летал на деревяшках, на каких-то обтянутых тряпичками самолетиках. Какой огромный путь! Какой огромный труд! Какая великая слава! От того первого полета до сегодняшнего праздника – 100 лет. 100 лет Военно-воздушным силам России.
Трудно себе представить, но 101 год назад в небо в России поднимались только иностранцы. Русские пилоты оторвались от земли лишь осенью 1912 года. И кстати, заканчивали школу они тоже не в России, а во Франции, так как тогда в России просто никто не мог научить летать. Но это тогда.
Вряд ли 100 лет назад кто-нибудь мог себе представить, что в воздухе появится такая уникальная машина, как Су-25. Выдерживает прямое попадание ракеты, весит 14 тонн, и ему не нужен специальный аэродром. Более того, в экстремальных ситуациях его можно вообще заправлять любым топливом. Машина уникальная по сегодняшним временам.
А когда-то, 100 лет назад, русские инженеры гордились своим изобретением, которое поразило весь мир: боже мой, в воздухе "Илья Муромец"! Первый в мире многомоторный самолет, он был создан Игорем Сикорским в 1913 году. Первый рекордный полет на нем осуществили, подняв в воздух – подумайте! – 15 человек и одну собаку. Потом, во время войны, его переоборудовали в бомбардировщик. Кстати, за всю войну истребителями был сбит всего один такой самолет. И для того, чтобы его сбить, потребовалось 20 самолетов противника.
Высший пилотаж – это всегда риск. Великое ремесло, великая профессия, великое умение, помноженное на риск. Особенно если ты делаешь что-то такое, чего до тебя не удавалось делать никому. И конечно, это гордость, что именно русский летчик Петр Нестеров впервые сделал "мертвую петлю". Она потом стала называться "петлей Нестерова". Это было в августе 1913 года. Он погиб через год, совершив воздушный таран в небе Первой мировой войны. Кстати, это был первый воздушный таран в истории авиации вообще.
Начальник Липецкого авиацентра, генерал-майор Александр Харчевский называет русскую школу подготовки летного состава одной из лучших. "Все обычно начинают с винтовых самолетов, а мы начинаем подготовку летного состава с реактивной авиации. Это говорит о школе", - подчеркивает он.
Авиационный праздник – это всегда показ лучшего. Это высший пилотаж, это пилотажные группы. Ах, какие у нас сегодня пилотажные группы! "Стрижи", "Беркуты", "Соколы России", "Русичи", ну и, конечно, "Русские Витязи". "Прежде чем научиться управлять самолетом, нужно научиться надежно управлять самим собой, - говорит командир звена "Русские Витязи" Денис Плаксин. - Здесь это на 100 процентов работает. Тяжело, через не хочу, стиснув зубы, делаешь то, что должен".
Денис – летчик в третьем поколении. Два деда были летчиками-испытателями, отец был летчиком-испытателем. Он погиб при испытании в 27 лет. Мама Дениса была категорически против того, чтобы он шел в авиацию. Но тот настоял на своем. "Как говорят, летчик – это не профессия, это диагноз, - замечает он. - Все, кто серьезно этим занимается, больные люди в некотором роде. Потому что этим делом нельзя заниматься просто из-за зарплаты, надо быть влюбленным в небо, надо быть определенным романтиком".
Современный истребитель может достичь 3 тысяч километров в час. Это от Москвы до Сочи приблизительно за 25 минут. А ведь всего 80 лет назад наши конструкторы сделали самый быстрый истребитель в мире, и развивал он скорость 370 км/ч. Назывался он И-15. Потом ему на смену пришел И-16. И именно он первый свой главный бой принял 22 июня 1941 года. Это был первый бой, в котором был сбит первый немецкий летчик. Это случилось на 15-й минуте Великой Отечественной войны. Вспоминаем эти даты с точностью до минуты, потому что из этого и состоит история Военно-воздушных сил России.
"Из крохотных мгновений соткан дождь. Течет с небес вода обыкновенная. И ты порой почти полжизни ждешь, когда оно придет, твое мгновение". Этого крохотного мгновения ждал великий конструктор, когда в небо поднялась его мечта – МиГ-3. Потрясающая машина! 7 км по высоте, 648 км/час – скорость. В том числе именно эти машины, именно МиГ-3 остановили немецкие армады над Москвой. Сюда прорывались тысячи самолетов, а бомбы смогли сбросить всего 232. И дал бог изобрести и поднять в воздух эту мечту именно перед войной!
МиГ. Конечно, надо помнить и знать, как это расшифровывается: Микоян и Гуревич – два великих конструктора. Но все-таки как это точно названо: МиГ. Как будто был и исчез этот маленький удивительный самолетик - боевая машина МиГ. Начиная с МиГ-3 через МиГ-9 - первый реактивный самолет, поднятый в воздух в 1946 году. Потом был МиГ-15 - это первая серийная реактивная машина в нашей стране. Количество МиГ-15 было огромное. А сегодня МиГ-29. Боже мой, что творят в небе русские летчики на этих самолетах! Какая потрясающая машина! Какая мощь!
Чтобы самолет поднялся в воздух, нужна взлетная полоса где-то примерно 2,5-3 км. А чтобы вертолет поднялся в воздух, нужно всего 40 квадратных метров. Легендарный вертолет Ми-8. Во время афганской войны его по праву называли "ангелом". Ангелом, который спускался с небес, на предельно малой высоте подходил к точке, вывозил раненых. Известен случай, когда Ми-8 получил 36 боевых повреждений, в том числе три повреждения лонжерона, несущего винта, топливных баков, системы управления, и уже через неделю опять был в воздухе, несмотря на чудовищные повреждения. Удивительно живучий аппарат! И легендарные пилоты, которые им управляли!
Какие бы праздники ни были за эти 100 лет, какие бы авиационные парады ни проходили, наверное, самое главное что тогда, что сейчас – в небе флаг государства Российского.