Документальное кино


Леонид Гайдай. Великий пересмешник (2013)
Леонид Гайдай. Великий пересмешник (2013)

Леонид Гайдай. Великий пересмешник (2013)

 Потому что всю свою жизнь он стремился сделать так, чтобы как можно больше людей не боялись и не страдали, а смеялись. Причем, не одно поколение.

 

Комедии Леонида Гайдая "Бриллиантовая рука", "Кавказская пленница", "Иван Васильевич меняет профессию". "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", "Самогонщики" и другие, спустя много лет, остаются суперпопулярными у зрителей. Цитаты из его фильмов живы по сей день.

В повседневной жизни Гайдай был малоразговорчивым человеком. По-настоящему он раскрывался только на съемочной площадке. Авторы фильма попытались рассказать, каким был Гайдай, как проходили съемки любимых фильмов, какие истории случались во время съемок.

Смотрите оригинал материала наhttp://www.1tv.ru/anons/id=189627


Смотрите оригинал материала наhttp://www.1tv.ru/anons/id=189627


Смотрите оригинал материала наhttp://www.1tv.ru/anons/id=189627


Смотрите оригинал материала наhttp://www.1tv.ru/anons/id=189627

Съемочная группа побывала с актрисой Натальей Варлей в Алуште, где проходили съемки "Кавказской пленницы". Актриса вспомнила смешные и грустные моменты сьемок. А с актрисой Натальей Селезнёвой авторы отправились на "Мосфильм", где до сих пор хранятся костюмы и реквизит всех фильмов Гайдая. Также зрители увидят уникальные съемки из Иерусалима – последние съемки самого режиссёра, который обычно оставался за кадром.

В фильме приняли участие: Нина Гребешкова, вдова Л.Гайдая, Наталья Варлей, Наталья Селезнёва, Дмитрий Харатьян, Владимир Этуш, Светлана Светличная, Максим Никулин, Александр Зацепин, Леонид Каневский, Игорь Ясулович, Александр Лойе, Карен Шахназаров.

Каждый, кто снимался в фильме Гайдая, в одночасье становился знаменитым. Зритель штурмовал кинотеатры. Но всего этого в жизни режиссера могло бы и не случиться. Была одна тема, которую обходили молчанием и сам Гайдай, и его звезды – Папанов, Этуш, Никулин, люди, прошедшие войну.

"Он был разведчиком, таскал на себе немцев, - рассказывает вдова Леонида Гайдая Нина Гребешкова. - Он говорит: "Иду, тяжело невозможно! Только я переложил на другого (их там пять человек было), иду последний. Все уже прошли, а я иду, еле ноги волочу. И смотрю: проволочка какая-то. Я эту проволочку – раз!". Мина. На мине подорвался. И у него до конца жизни был свищ, из которого выходили осколки. Я говорю: "Лень, ну поехали к Елизарову". Он говорит: "Не волнуйся, я умру на своих ногах"".

Наверное, Гайдай мог бы рассказывать в своих фильмах о трагедии войны. Но, пройдя через собственные страдания, он больше не хотел видеть их даже на экране и превращал в ироничные репризы. Всю жизнь свои проблемы, невзгоды и горести он словно заворачивал в яркую, веселую обертку и предлагал над этим посмеяться. Например, включил в "Кавказскую пленницу" сценку, где Шурик едет на ослике, потому что помнил, как над ним все смеялись, когда в армии он, высокий юноша, объезжал низкорослых монгольских лошадей.

"Леня не случайно такой, - замечает Нина Гребешкова. - Он вроде романтик и в то же время эксцентрик. Потому что и его отец, и его мать были людьми нестандартными, они были как бы немножко не в себе". Отца Гайдая Иова еще до революции 1917 года обвинили в краже казенных денег, осудили и отправили в ссылку. Говорили, что он взял на себя вину другого человека. Судьба щедро наградила его за жертву. В суровом краю у него была крепкая, любящая семья и дом, который он построил своими руками.

Леонид Гайдай любил приезжать в деревню Глазково Иркутской области. Здесь он жил в детстве, ходил в школу. Вместо уроков Леня повадился ходить в кинотеатр. После сеанса он прятался между рядами, чтобы еще раз увидеть фильм с участием его любимого Чарли Чаплина.  "Лучшие годы моей жизни прошли в Иркутске, - говорил сам Леонид Гайдай. - Это детство, юность, там я начал работать и поступил в театральное училище при Иркутском областном драматическом театре. Закончил его, работал актером".

В 1949 году Гайдай приехал в Москву учиться дальше на режиссера. Поступил во ВГИК. Однако через год его отчислили – он слишком много спорил с преподавателями и слишком яростно отстаивал свою точку зрения. Но Гайдай восстановился и учился на курсе знаменитого советского режиссера Григория Александрова. Стал лучшим студентом и вскоре после выпуска снял свою первую комедию "Жених с того света".

Картину раскритиковало руководство, из полнометражной ленты сделали короткометражную, многое переозвучили, пересняли. А тогдашний министр культуры даже заявил, что этот режиссер никогда больше снимать не будет. Гайдай слег с тяжелой болезнью. Хорошо, что к тому времени рядом с ним уже была любимая жена Нина, с которой он познакомился во ВГИКе. Нина и дочь Оксана стали надежной опорой Гайдая в трудные для него времена.

После скандальной истории с фильмом "Жених с того света" он никак не мог найти себя. Но однажды на чердаке дома своих родителей режиссер наткнулся на номер газеты "Правда", в котором был напечатан фельетон "Пес Барбос". Главные герои – три браконьера и их собака. Тогда-то Гайдай и придумал легендарную троицу советского кино – Балбес, Трус и Бывалый.

Короткометражка "Пес Барбос и необычный кросс" с участием этой троицы заставила говорить о молодом режиссере. Премьера картины состоялась в 1961 году на Московском международном кинофестивале. Никулин, Вицин и Моргунов стали одними из самых популярных актеров в стране. Но их звездный час был еще впереди.

В 1965 году на экраны вышла новая комедия Гайдая "Операция "Ы" и другие приключения Шурика". В ней впервые появился новый персонаж, придуманный Гайдаем, чтобы, как и троица, стать знаменитым. "В Лениных картинах все из жизни. Ничего такого придуманного откуда-то сверху или снизу", - говорит Нина Гребешкова. Действительно, все просто. Шурик ухаживает за Лидой забавно, иногда нелепо, но очень трогательно. Точно так же Гайдай ухаживал за своей Ниной.

"Кавказская пленница" стала последним фильмом, в котором знаменитая троица работала вместе. У Гайдая произошел конфликт с Евгением Моргуновым, и в следующем фильме, в знаменитой "Бриллиантовой руке", снимался только Юрий Никулин. Легким движением пера пьющий Балбес превратился в непьющего, примерного семьянина Семена Семеновича Горбункова.

У актера Леонида Каневского есть тайна, которую он скрывал долгие годы. Герой Никулина Семен Семенович должен был поскользнуться на арбузной корке и попасть ногой прямо в камеру. У него никак не получалось. Тогда Каневский предложил попробовать вместо него. "Я скольжу и попадаю точно под камеру, нога моя взлетает, - рассказывает Леонид Каневский. - В этом эпизоде нижнюю половину Никулина играл я. Правда, верхнюю уже доигрывал он сам".

Родившийся в суровых северных широтах Гайдай любил море и предпочитал снимать свои фильмы в широтах южных. И "Бриллиантовая рука" не исключение. Стамбулом, городом контрастов, стал Баку. А дом, в котором жил Семен Горбунков, Гайдай снимал в Сочи. Здесь до сих пор помнят съемки легендарной комедии.

Мало кто знает, что в фильме "Бриллиантовая рука" снимались двое Никулиных – Юрий и его сын Максим. "Я испортил четыре дубля, потому что раньше падал в воду, - рассказывает Максим Никулин о своем участии в эпизоде с Андреем Мироновым. - Я знал, что Миронов меня пнет, и поэтому заранее падал. Я ждал этого момента. И четыре дубля испортил. И Гайдай тогда сказал: "Стоп, стоп, стоп! Сейчас пауза на 5 минут". Меня подозвал и говорит: "Знаешь что, ты сейчас просто иди, а Андрей тебя бить не будет, он мимо пройдет". А Андрею сказал: "Бей посильнее". Я не ожидал этого и, естественно, расстроился ужасно. Упал в воду, вынырнул и говорю: "Что же вы, дядя Андрей?!". Но этот эпизод вошел в картину".

Фильм "Бриллиантовая рука" входит в пятерку лучших картин за всю историю советского кинопроката. Ее посмотрели более 76 миллионов зрителей. Но самая главная интрига этого фильма так и осталась за кадром. Еще до начала съемок режиссера обязали вырезать из сценария более 20 сцен. И тогда Гайдай-эксцентрик придумал свой очередной гак – он не стал ничего вырезать, а, наоборот, добавил финальную сцену с атомным взрывом. После чего между режиссером и главой комиссии Госкино состоялся серьезный мужской разговор. Гайдаю было сказано: "Отрежешь – тогда пойдет картина. А не отрежешь – на полку". Тот обещал подумать, а сам радовался, что его уловка сработала.

После "Бриллиантовой руки" Гайдай взялся за экранизацию пьесы Булгакова "Иван Васильевич меняет профессию". Роль Ивана Грозного Гайдай предложил Юрию Никулину, но тот отказался. Не хотел, как поясняет Нина Гребешкова, "лежать на полке". Пробовали многих актеров, пока не остановились на кандидатуре Юрия Яковлева. Комедия вышла на большой экран с минимальными правками и стала очередным громким успехом режиссера.

Азарт – вот что было главным для Леонида Гайдая. Он жил полной жизнью только в азарте, а это значит, на съемочной площадке. Когда же съемки заканчивались, он искал этот азарт в другом. Нина Гребешкова рассказывает, как он играл сам с собой в карты. А Аркадий Инин вспоминает, что у Гайдая была "одна, но пламенная страсть под названием "однорукие бандиты"", и он по дороге с "Мосфильма" "дергал часа два эти автоматы". Правда, всегда относился к этому с иронией.

Гайдай был выдумщиком, обожал эксцентрику и розыгрыши. Игорю Ясуловичу в картине "Двенадцать стульев" пришлось сниматься обнаженным и в пене. По словам актера, Гайдай, судя по всему, готовился долго его уговаривать, но он "сдался без боя".

Гайдай всегда долго утверждал актеров на ту или иную роль. Ему необходимо было стопроцентное попадание в образ. Он перебирал десятки вариантов, пока не находил то, что искал. Кастинг на роль Бендера проходили многие знаменитые актеры, в том числе Владимир Высоцкий. В результате роль Остапа досталась Арчилу Гомиашвили.

Гайдай не любил давать интервью и появляться на публике. Человек, смешивший всю страну, сам крайне редко улыбался, был замкнутым, неразговорчивым и очень требовательным. Но, может, как раз эта замкнутость и нелюдимость позволяла Гайдаю копить в себе эмоции, фантазии, наблюдения и находки, которыми он щедро делился со зрителями. Для него всегда было главным, чтобы тем, кто смотрит его фильмы, было интересно и смешно.

Юмор Гайдая понимали во всем мире. Над его комедиями смеялись в Праге, Пекине, Нью-Йорке. А в 80-е годы в Америке была показана ретроспектива фильмов Гайдая. Любимые герои советского зрителя заговорили на чистом английском языке.

Гайдай продолжал снимать комедии - "Не может быть", "За спичками", "Спортлото-82". Но прежнего успеха уже не было. Начиналось смутное время развала СССР. Из кассового режиссера Гайдай превратился в скромного пенсионера. Авоська с продуктами, собачка на поводке, грядки на даче, забота о внучке. И все же Гайдай не мог не работать, он искал нового героя, новую тему.

Новый герой появился в фильме "На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди". Премьера фильма состоялась в Израиле в 1993 году. Исполнитель главной роли Дмитрий Харатьян много снимал Гайдая на любительскую камеру, словно предчувствуя, что этот год станет последним в жизни режиссера.

Еще не закончив этот фильм, Гайдай уже думал о следующем, очень неожиданном для него. Дмитрий Харатьян рассказывает, как режиссер сказал ему: "Моя мечта - снять знаете что? Вы только не смейтесь. Я хочу снять "Идиота" Достоевского. Я же все комедии снимаю, но я-то хочу серьезное кино снять, понимаете? Сыграете у меня?". Этой мечте не суждено было сбыться. 19 ноября 1993 года Леонида Гайдая не стало…