Документальное кино
Игорь Кваша. Личная боль (2013)
"Ищите, во что бы то ни стало. И ждите, несмотря ни на что". Фраза, ставшая визитной карточкой программы "Жди меня".
Ему верили, его ждали, его любили. Почти 15 лет Игорь Кваша был ведущим программы "Жди меня". Пропуская через свое сердце тысячи трагических историй, берег в нем одну, главную, хранил ее до самого последнего дня. Кваша искал своего пропавшего без вести отца. Парадокс в том, что, помогая людям находить друг друга, он не знал, как близка разгадка тайны собственной потери. Его жена Татьяна Семеновна никогда не говорила об этом, не имела права открыть ему эту тайну. И только сегодня, после смерти мужа, она может рассказать то, что так тщательно от него скрывала.
Полвека в одном театре, 15 лет в телевизионной студии. Помощь чужим людям, поиски пропавшего отца и не раскрытая при жизни тайна его исчезновения. Война, голод, страх, прямота и дерзость в защите своего дела и друзей, последний выход на сцену и последняя запись в студии "Жди меня", несмотря на тяжелую болезнь. И до самого последнего дня - желание быть нужным и не оставаться в стороне, что бы ни было и несмотря ни на что. Редкий узнаваемый голос, голос, который обладал какой-то магической силой, потому что Кваше люди верили, верили безоговорочно.
Игорь Кваша сыграл более 70 ролей в кино, и, несмотря на то что не всегда они были главными, его герои отличались индивидуальностью. Каждую роль Кваша мог превратить в одну из основных в фильме. Так, например, его пастор в "Человеке с бульвара Капуцинов" и бургомистр в "Том самом Мюнхгаузене" не стали проходными, разошлись на цитаты.
В 1998 году Игорь Кваша дал согласие стать телевизионным ведущим, участвовать в совершенно новом и неизведанном для себя деле. Ему было уже 65 лет, за спиной целая жизнь, человек с именем, один из создателей нового театра, актер, режиссер, муж, отец и дед. Более 40 тысяч встреч произошло за все время существования передачи "Жди меня". Почему же создатели программы предложили именно Кваше быть ее ведущим? Как оказалось, рационального ответа нет. "Почему Кваша? Не знаю. Потому что было понятно, что нужен человек какого-то совершенно другого масштаба, - говорит главный редактор Телекомпании ВИД Сергей Кушнерeв. - Потому что для него, безусловно, будь то история о человеке, который вышел из дома за хлебом и пропал, военная история или история про людей, которые познакомились когда-то на дискотеке, потеряли адреса, - это все было одинаково важно".
Чистые пруды, легендарные белые колонны театра "Современник". За ними вся история театра, победы и проигрыши, запреты и аплодисменты, любовь и предательство. Большая театральная семья, начало которой было положено педагогом школы-студии МХАТ Олегом Ефремовым и его студентами, среди которых был Игорь Кваша. Им было море по колено, молодые и дерзкие. Волчек, Евстигнеев, Толмачева, Табаков, Сергачев, Кваша и Олег Ефремов.
А каким обнадеживающим было время, хрущевская оттепель, иллюзия свободы! Как написал в своих воспоминаниях Игорь Кваша, "мы мечтали заговорить на сцене другим, своим языком, приблизить его к жизни, поговорить о ней, а не впаривать зрителю липу. Это было желание правды в жизни и в игре".
Самой первой ролью Игоря Кваши в первом спектакле "Современника" в 1956 году была роль солдата в пьесе "Вечно живые", героя с именем его отца - Володя. "Строится мост" - фильм 1965 года, в котором снялась вся труппа "Современника". Они были вместе уже 10 лет, талантливые, амбициозные, строители огромного сооружения. Написал сценарий и руководил процессом, конечно, Олег Ефремов. А в роли главного инженера Игоря Владимировича снялся Игорь Владимирович Кваша.
Это была битва за каждый спектакль. Чиновники, цензоры, сотрудники КГБ присутствовали на репетициях и генеральных прогонах "Современника", по-человечески переживали и аплодировали. А возвращаясь в свои кабинеты, запрещали один спектакль за другим, потому что разрешить вольнодумство на сцене и разговоры о том, что волнует людей здесь и сейчас, считалось крамолой.
Знаменитый спектакль "Голый король" в середине шестидесятых поставил "Современник" под угрозу закрытия. В короле Евстигнееве и первом министре Кваше явно прочитывался намек на советскую партийную верхушку, на тех самых королей и министров, которые закрывали спектакль театра. Их запрещали, им угрожали, им было непросто, но они держали круговую оборону против цензуры, снова выходили на сцену, понимая, что это новый конфликт с властью. Кваша всегда оказывался на передовой.
Кваша был одним из тех, кто в "Современнике" отказался от звания заслуженного артиста – это произошло в середине шестидесятых. Кваша прекрасно понимал, что власть может не простить такой выходки, но получить звание - значит поставить себя выше своих коллег по театру. А разве для того они создавали свою труппу? "Звание "заслуженный артист" прислали, по-моему, четырем или пяти человекам из театра. И мы отказались заполнять анкету, - рассказывал Игорь Кваша. - Был скандал, который чуть не дошел до закрытия театра, потому что он до ЦК дошел. Потом они поняли, что раздувать этот скандал невыгодно, потому что если мальчики и девочки отказываются от звания, то чего стоят эти звания?" Так они добивались права ставить и играть в театре что хотят и как хотят, посвящая своему любимому делу дни и ночи, принося в жертву семейное благополучие. Но только не друг друга.
Игорь Кваша никогда не оставался в стороне, не умел переждать. В 1968 году он был среди тех, кто подписал письмо в защиту арестованных демонстрантов, противников ввода советских войск в Чехословакию. Казалось бы, зачем ему? Ему всего лишь 36 лет, он в постоянной конфронтации с властями, ведет вечный бой за жизнь театра. Короткий ответ можно найти в автобиографической книге "Кто, если не я?"
Честно и открыто в последние годы своей жизни Игорь Кваша говорил и писал о том, что и с себя лично не снимает ответственности за все, что произошло в его стране: "Таким было время. В этом виноваты мы все". И не стесняясь, не боясь осуждения, он приводил в пример давнюю историю, свидетелем которой была его первая жена, когда 5 марта 1953 года он искренне плакал, узнав о смерти Сталина.
В последние годы Игорь Кваша много времени посвящал молодым актерам "Современника". Ему нравилось новое поколение, ему было любопытно работать рядом с ними. Он пробовал говорить на их языке. Но вместе с тем он чувствовал, что театр уже становится не его: "Не хватает того, что было у нас внутри, когда мы попадали в какие-то болевые точки".
С первой женой, Светланой Мизери, Игорь Кваша учился в одной школе в послевоенной Москве. Света так увлеклась Игорем, что забросила учебу и осталась в девятом классе на второй год. Целыми днями они пропадали в доме пионеров. Именно отсюда началась их дорога к театральной сцене. В 1950 году Игорь и Света вместе поступили в школу-студию МХАТ и, уже будучи студентами, стали мужем и женой. Но очень скоро расстались. И тут появилась Татьяна.
В их знакомстве большую роль сыграла Галина Волчек. Однажды они с Игорем Квашой оказались в Коктебеле. Галина снималась в кино, а Игорь поехал с ней за компанию отдохнуть. Солнце, море, пляж, молодость и неожиданный поворот жизни. Галина Волчек случайно увидела здесь свою давнюю хорошую знакомую Таню и подумала: "Вот для Кваши пара-то!".
Море, волейбол и места для поцелуев в кинотеатре. Вдвоем они не скучали ни минуты, закрутился бурный роман. Во время последнего романтического вечера Игорь признался Татьяне, что женат. А на следующий день она с родителями уехала в Москву. Галина Волчек настояла, чтобы Игорь Кваша посылал Тане в дорогу телеграммы. Теперь эти телеграммы – бережно сохраненная семейная реликвия с такими милыми и безобидными ошибками телеграфисток: "Очень жду, очень скучаю. Целую. Кавша".
Татьяна поняла и приняла Игоря таким, каким он и был: импульсивным, бескомпромиссным и искренним, даже если эта искренность иногда выходила за рамки привычного. "Он нашел в жизни ту единственную женщину, которая не для себя жила - для него. Она была ему нянькой, она была ему сестрой, она была ему мамой, она была ему громоотводом. И всe принимала на себя, все молнии", - говорит актриса Лия Ахеджакова.
Татьяна Семеновна была рядом со своим мужем более 50 лет, у них родился сын, потом внуки, это была большая дружная семья. Но все эти счастливые годы Татьяну Семеновну мучило то, что она не могла рассказать своему мужу, как не стало его отца. Однажды Татьяна приняла на себя обязательство хранить тайну гибели не вернувшегося с фронта Великой Отечественной отца Игоря Кваши. Она совершила этот поступок только ради своего любимого человека. "Я всегда это помнила. И никогда не хотела ему сказать об этом. Что если бы он узнал? Это была бы вторая трагедия", - говорит она.
Эту правду об отце Татьяна узнала от мамы Игоря. Дора Захаровна, зная, как Игорь любил своего отца, не нашла в себе силы открыть сыну свою тайну. И взяла с Татьяны слово, что она тоже ему не скажет. Татьяна слово сдержала. Но каждый раз, когда Игорь Владимирович заводил разговор об отце, ее мучил вопрос: "Что лучше, правда или ложь во спасение?" Она решилась поделиться тайной с тем, кто был близок Игорю, с его другом Сергеем Кушнеревым.
Владимиру Кваше, сотруднику одного из ведущих химических вузов страны, доктору наук, военкомат долго не давал разрешения пойти на фронт – у него была бронь. Четыре раза отец обращался с просьбой, и наконец его призвали в армию. Игорь уехал в эвакуацию вместе с мамой. Вместе с другом Леликом Аврамовым они решили убежать из Сибири на фронт разыскать своих отцов, от которых давно не было весточек. Но их быстро вернули.
Игорь Кваша думал, что отец погиб на фронте. Но, как рассказала Татьяне Дора Захаровна, на самом деле он попал в плен. Она узнала это от человека, который пришел однажды к ней домой. Он пришел рассказать правду, дав обещание так поступить, если останется в живых. Все, о чем он знал, что произошло с Владимиром Квашой, могло стать для Игоря одновременно и ударом, и примером мужества, гордости за своего отца. Но мама Игоря приняла единственно возможное для себя решение – ничего не говорить сыну. Спустя многие годы, помогая людям находить друг друга, Игорь Кваша так и не узнал, что правда об отце хранилась в его собственном доме, была так близко.
"Его мама перед смертью мне рассказала, что, на самом деле, пришел человек, с которым папа попал в плен вместе. Они были в плену. Папа Игоря сказал: "Если ты останешься жив, а я не вернусь, вот тебе мой адрес. Запомни. Пойди к моим родным и скажи им, что я погиб". И их согнали в яму и расстреляли всех. И Игорь до смерти не знает, я ему не сказала. Ради него", - говорит Татьяна Кваша.
Тайна перестала быть тайной. Татьяна Семеновна поставила точку в истории поиска, когда самого Игоря Владимировича уже нет. Она приняла на себя его личную боль, чтобы надежда всегда оставалась с ним, несмотря ни на что.