Документальное кино


Александр Невзоров. "600 секунд" и вся жизнь (2013)
Александр Невзоров. "600 секунд" и вся жизнь (2013)

Александр Невзоров. "600 секунд" и вся жизнь (2013)

Александр Невзоров – легенда отечественного телевидения. В начале 90-х, благодаря огромной зрительской аудитории, его программа "600 секунд" попала в книгу рекордов Гиннеса. Но не все знают, что Александр Невзоров занимался не только успешными телевизионными проектами, но многочисленными научными экспериментами, о которых и расскажет новый фильм. Мы узнаем, как создавались "600 секунд", по какому принципу отбирались темы, кто предоставлял информацию о том, что происходит на закрытых складах, предприятих, кладбищах и о многом-многом другом. Перед нами пройдут самые драматичные события новейшей российской истории – создание ГКЧП, штурм Белого дома в 1993 году, военные конфликты… Мы побываем на местах событий, а также узнаем, почему, несмотря на бешенный зрительский успех, программа была закрыта. Зрителям Первого канала уже известны уникальные опыты Александра Невзорова по дрессировке лошадей, которые способны читать и даже разговаривать, используя специальные карточки. Однако немногие пока знают, что эксперименты Александра Невзорова продвинулись значительно дальше. Александр Невзоров представит нам свои научные исследования в области нейроанатомии и нейрофизиологии – каковы причины нашего с вами поведения, что является центром нашего мышления и личности? Этими сложнейшими вопросами Александр Невзоров занимается последние несколько лет. Александр Сокуров: "Для любого человека сменить профессию, сменить образ жизни, образ деятельности, ракурс по отношению к профессиональному занятию – это трагедия, это огромная проблема. Но у Александра Невзорова есть этот ресурс личности: от журналистики, потом вдруг политика, а сейчас это вообще медицина и физиология. Я не встречал… человека с таким масштабом личности и с такой энергетикой, готовностью менять жизнь. Александр Невзоров – это феноменальная личность, конечно".

В фильме принимают участие:

Александр Сокуров, кинорежиссер
Михаил Боярский, народный артист России
Иван Гайворонский, профессор Военно-медицинской академии
Анвар Либабов, актёр труппы "Лицедеи"
Николай Копейкин, художник, друг А.Невзорова. 
Евгений Понасенков, режиссёр, историк, журналист

Смотрите оригинал материала наhttp://www.1tv.ru/documentary/fi=8097#

"600 секунд" - программа Александра Невзорова, вошедшая в Книгу рекордов Гиннеса как самый рейтинговый проект в истории мирового телевидения. Выходила в эфир с 1987-го по 1993-й год.

"600 секунд" давно не выходит в эфир, но образ ее ведущего не стерся из нашей памяти. Да и как такого забудешь? Эпатажный журналист-разоблачитель, в устах которого даже невинная история лошади превращается в сущий скандал. Впрочем, удивительно другое – удивительно, что этот экранный образ не имеет никакого отношения к реальному человеку Александру Глебовичу Невзорову. При этом он сам никогда не наигрывал, не позировал. Это мы так его считывали, мы так его воспринимали. Массовая иллюзия восприятия. Так какой же он на самом деле? Кто вы, Александр Невзоров?

Из его "600 секунд" мы, советские граждане, впервые узнали о преступности и самоубийцах, о мошенниках и экологической мафии – короче говоря, обо всем, о чем официальная цензура говорить не разрешала. "В то время никто не залезал так глубоко в жизнь русского города, в жизнь русских людей, как он", - убежден кинорежиссер Александр Сокуров.

Телевизионное хулиганство Александра Невзорова стало визитной карточкой "600 секунд". Но был ли этот эпатаж намеренным и просчитанным? Нет. Чтобы убедиться в этом, достаточно задать автору "Секунд" несколько вопросов о его детстве.

Сейчас Александр Невзоров строго придерживается убеждения, что человека формирует его социальная среда. Какой же она была у маленького Саши? Отца он не знал, а главным мужчиной его детства был дед – личность яркая, сильная, вдобавок генерал всеведущего КГБ.

"Особого дела до меня не было никому, - рассказывает Александр Невзоров. - Дедушка к тому времени уже был, по-моему, шестой раз женат, у него было очень много внуков и очень много всяких родственников. Особая выразительность хулиганистости внука Саши заслуживала интереса и внимания, но сказать, чтобы это была некая такая близость… Хотя чуть позже он полюбил мне рассказывать всякие истории. Он на многое мне открывал глаза".

С матерью отношения у Александра тоже были непростыми. По сути, он был предоставлен сам себе. "Рос, как трава, без какого бы то ни было диктата: без замечаний, без воспитания, без ограничителей, - описывает свое детство Александр Невзоров. – Я был воспитан в обстановке абсолютной свободы".

Повестка дня программы "600 секунд", по словам Невзорова, формировалась так: "Надо было просто выделить из всего огромного количества агентурных донесений добровольных друзей программы наиболее ценное. Выбиралось, конечно, самое эффектное, самое свирепое, самое впечатляющее. И в качестве таких прокладочек работала для смягчения картины "культурка". Называлось это "вытье". Подразумевалось, что это некая филармония, некое музицирование. "Сейчас чего?" - "Ага, сейчас вытье"".

Александр Невзоров занимался не только успешными телевизионными проектами, но многочисленными научными экспериментами.

 

"Человека необходимо все время возвращать и опускать на место, - убежден Невзоров. - Он должен понимать, что он один из видов животных, один из видов живых существ. Чем трезвее он себя оценивает, тем больше у нас шансов преодоления того, что Иван Петрович Павлов называл "мерзостью межлюдских отношений"".

 

Январские события 1991 года, когда советское руководство попыталось силой восстановить конституционный порядок на территории Литвы, стали роковыми для судьбы всего СССР. Прибалтийские республики, одна за другой объявившие о своей независимости, обратились к народам и странам доброй воли с просьбой о защите от советского государства.

"Я наслушался указаний и установок со всех сторон, - рассказывает Александр Невзоров. - И это были абсолютно взаимопротиворечащие установки, указания, просьбы, пожелания, рекомендации. Но я так потихонечку, оказавшись там, сравнил ситуацию с известными мне ситуациями по Плутарху или по Титу Ливию, по Карамзину на тот момент и сделал свой собственный вывод. Потому что я понял, что это будет великолепным хулиганством".

Фильм "Наши" об отряде ОМОНа, штурмовавшем здание телецентра в Вильнюсе, кардинально изменил телевизионную и политическую карьеру Александра Невзорова. До этого момента он воспринимался нами как борец за демократические свободы, после – как яростный защитник гибнущей советской империи.

"На меня смотрели демократические глаза всей страны, когда я ехал в Вильнюс, в надежде, что уж я-то точно сейчас разгромлю эту мерзость, этот режим, этих Язовых и все остальное. А я сделал то, что хотел, - говорит Александр Невзоров. - И когда я заметил эту удивительную реакцию всей страны, вот тогда мне стало по-настоящему интересно. Я понял, что у меня есть возможность для большого количества крайне любопытных экспериментов".

Невзоров ввел в научный обиход понятие "мауглеоиды" - дети человека, которые по тем или иным причинам воспитывались животными. Анатомически это люди, но психически – нет. "Эти мауглеоиды доказывают, что если это животное под названием "homo" не прошло курс социально-этическо-культурной дрессировки, оно остается обычным животным", - говорит Невзоров.

В 90-е годы мы воспринимали Невзорова как бесстрашного военного репортера. Не было горячей точки на территории всего бывшего Союза, откуда бы он не привез нам свой репортаж. Чечня, Приднестровье, Нагорный Карабах. Многим казалось, что он просто гонится за очередной телевизионной сенсацией. Но на самом деле там, на войне, он искал ответ на свой главный вопрос. Что представляет собой человек, если стереть с него налет культурно-морального облика? "Это дрессированное животное, но дрессированное животное с необыкновенной силой агрессии, с приспособленностью и с почти уникальной жестокостью", - отвечает Невзоров.

 

"Мы единственный вид животных, который сделал и внешневидовые, и внутривидовые убийства абсолютно нормативным построением общества и нормативным построением цивилизации", - говорит Невзоров.

 

Скандальные "600 секунд" постоянно находились на грани закрытия, как на заре перестройки, так и после распада СССР. Единственной причиной тому была несговорчивая позиция ее главного автора Александра Невзорова, бьющего прицельным огнем то по советской номенклатуре, то по демократическим силам новой России.

Во время событий октября 1993 года Александр Невзоров поднял рижский ОМОН на защиту Белого дома. Был арестован. Как и в 1991-м, оказался на стороне проигравших. Теперь у "600 секунд" уже не было шансов. Народ отстаивал Невзорова, жег костры перед телецентром, но он лишь попросил их разойтись. "Они не расходились, - вспоминает он. - Но руководило ими не почтение к телевизионной программе, а они понимали, что на этом заканчивается их эпоха, что на этом заканчиваются какие-то важные для них идеологические подкрепления, будем называть вещи своими именами, в соответствии с законами нейрофизиологии. И, конечно, они бунтовали".

По словам Александра Невзорова, он не хотел расставаться с программой, но, когда пришлось уходить, сделал это "без всякого сожаления". "То, что я был очень близким свидетелем и участником, позволило мне понять, что единственная история, которую имеет смысл изучать и знать, - это история науки, - говорит он. - А все эти движения, толпы эти массовые, бессмысленные забои друг друга, все эти совокупления, короны, все эти груды ржавого железа, доспехов, касок, звезд, свастик, орлов и прочего, прочего – их можно и нужно иногда знать, но только в контексте того, насколько они влияли на историю науки".

По образному выражению режиссера, историка Евгения Понасенкова, Невзоров изучал разные типы людей как журналист, как репортер, как депутат, но, "видимо, людей не обнаружил", а "человека он нашел в лошади". Александр Невзоров ставил уникальные опыты по дрессировке лошадей. Чтобы понять, насколько серьезной, трудной и виртуозной была эта работа Александра Невзорова с его питомцами, достаточно взглянуть на сотни пар истертых им до дыр кожаных перчаток. И это при том, что в конной школе Александра Невзорова категорически запрещено применение физической силы в отношении животного.

В 2010 году вокруг Александра Невзорова разгорелся очередной скандал. Его фильм "Манежное лошадиное чтение" наглядно продемонстрировал нам, что лошадь можно научить читать и даже разговаривать с помощью табличек с буквами. А это значит, что лошадь способна мыслить, обладает сознанием, то есть, по сути, ничем не отличается от нас с вами.

У всех крупных высших млекопитающих мозг абсолютно сопоставим, говорит Невзоров.

 

"У человека нет ни единого какого-то своего человеческого раздела, или сегмента, или части, - говорит Александр Невзоров. - Мы просто тот счастливый вид, который получил за счет своих анатомических возможностей некоторую большую обучаемость и реализацию этой обучаемости".

 

Анатомическая выставка "Мертвые учат" стала нестандартным музейным и образовательным проектом. При создании ее экспозиций впервые применили уникальную технологию изготовления анатомических препаратов, разработанную на кафедре нормальной анатомии Военно-медицинской академии. "Я был поражен, - говорит кинорежиссер Александр Сокуров, - когда увидел его препараты, как это все сделано, его глубокое знание психофизиологической сути".

Александр Невзоров собирает неопубликованные архивы Павлова и огромного количества нейрофизиологов и физиологов советской эпохи. "Этот майоровский архив, который, по сути дела, аккумулирует все, что связано с настоящей павловской школой: все документы, касающиеся исследования проблем сна, все документы, касающиеся так называемых гипнозов", - рассказывает он. Невзоров планирует передать эти уникальные архивы в Институт мозга. А пока он изучает по ним не только нейрофизиологию, не только историю российской науки, но и противоречивую историю человеческих судеб. Ведь даже великие умы способны демонстрировать качества, которые мы обычно считаем недостойными человека.

 

"Наш разум не допущен ни до одного существенного, серьезного процесса, происходящего в нашем организме. Мы не можем влиять на процесс собственного пищеварения, мы вообще ни на что не можем влиять", - замечает Александр Невзоров.

 

Кому-то исследования Александра Невзорова могут показаться слишком скучными, академичными, оторванными от практики. Но это далеко не так. Свои знания по физиологии он использует, например, на занятиях по искусству телевизионной полемики.

Как бы мы ни относились сейчас к программе "600 секунд", она сыграла огромную роль в новейшей истории России. В ней Александр Невзоров бил то правых, то левых, всегда оказываясь на острие политической борьбы. Но не это было для него главным. "600 секунд" стали для него тем электродом, который он вживил в мозг агонизирующего советского сознания и методично пробуждал в нем рефлекс, открытый еще Иваном Павловым, – рефлекс свободы.

"Мы знаем, люди нашей профессии, получая определенную славу, получая определенный достаток как сопоставимую этой славе характеристику, уходят неким образом в свою жизнь и наслаждаются этим. Невзоров не такой. Он человек, который занимается своим образованием каждый день. Он формирует себя как личность", - подчеркивает телеведущий, журналист, режиссер Евгений Лушников.

Нужно хорошо знать Александра Невзорова, чтобы понять, насколько значительны и масштабны изменения его интересов. От телевидения до краниологии, например – науки о черепах. При этом он никогда не изменяет главной цели своего исследования. Ведь это всегда анатомия, анатомия человека в прямом и переносном смысле этого слова.

"На поверхности кажется, что он железный, броней защищенный и не сомневающийся человек, - говорит Александр Сокуров. – Но для меня он как раз человек очень сомневающийся". По мнению Невзорова, основой научного мышления является "право на сомнение во всем, то, что абсолютно по природе своей не может никогда допуститься".