Документальное кино


Сергей Безруков. Успех не прощают (2013)
Сергей Безруков. Успех не прощают (2013)

Сергей Безруков. Успех не прощают (2013)

Успешный, талантливый, популярный. Для него не существует актерского амплуа, он действительно может сыграть всe и всех, от бандита до великого поэта. Им восхищаются, его критикуют, ему завидуют, про него сочиняют анекдоты, а он идет вперед через свои тернии к своим звездам.

Роль Есенина – судьбоносная в жизни Сергея. Именно с нее у него начался роман с театральной публикой 18 лет назад, когда он впервые сыграл Сергея Есенина на сцене Театра имени Ермоловой. Это был прорыв!

Сыграть Есенина для Сережи было самой заветной мечтой. Он с головой ушел в репетиции. Но тут в Табакерке, где он служил, у него появилась новая роль в спектакле "Псих". 22 года – и две главные роли одновременно! "Мне сказали, что я не выдержу, репетируя в Табакерке "Психа" и параллельно Есенина в Ермоловском театре. Но я рванул и там, и там, сыграл", - говорит Сергей Безруков.

Как сыграл тогда Безруков две премьеры сразу, так в этом ритме и живет до сих пор. Сейчас ему далеко не 22, но оборотов сбавлять он не собирается. Слишком рано доказал себе и другим, на что способен, слишком рано поднял планку, и опустить ее он себе не позволит.

Всенародно популярным Безруков стал после сериала "Бригада". Режиссер сразу утвердил его на роль Саши Белого. После выхода фильма все ждали продолжения, но продюсеры заявили, что его не будет. "Продолжения не было, потому что ее не продолжал тот самый режиссер, который снимал первую "Бригаду". И, естественно, и для меня тоже не было никакого продолжения – я отказался, - говорит Сергей Безруков. – Вообще, я не люблю возвращаться в историю, которую уже сыграл, которая уже имеет начало и финал".

Для него главное – прожить свою роль честно. А чего это стоит, уже не важно. Роль Владимира Высоцкого в фильме "Спасибо, что живой" чуть не стоила ему карьеры, да что карьеры – здоровья. Безруков играл в маске. "Пластический грим забирал до пяти часов, - рассказывает продюсер и автор сценария фильма Никита Высоцкий. – Серега приезжал ночью. Он выдерживал это. Потом он выходил на площадку, постепенно в павильоне становилось плюс 50, и он работал 12 часов. У нас была смена 17 часов".

В Голливуде по нормативам актер с пластическим гримом работает не больше 6 часов в смену. Но Безруков не думал о нормах – он ведь играл своего любимого Высоцкого, и всe остальное уже не имело значения. "У него был вариант остаться без лица совсем, - рассказывает жена Сергея Безрукова Ирина. - Начался очень серьезный воспалительный процесс. Был момент, когда мне было не по себе очень серьезно".

Съемки пришлось остановить. Лицо Безрукова в буквальном смысле слова спасали. С трудом восстановили, вынесли вердикт: больше никакого силикона на коже. Но надо знать Безрукова. Через неделю он уже стоял на съемочной площадке. "Я считаю, что это только так, - говорит актер. - Потому что, когда ты начинаешь вживаться в роль, ты сходишь с ума в буквальном смысле этого слова. Это сродни шизофрении, когда ты начинаешь думать только о роли, когда ты начинаешь, перевоплощаясь, ходить, как твой герой, разговаривать, как твой герой".

Состоявшийся актер, звезда, как сейчас говорят. Режиссеры мечтают с ним работать. Предложений у него хоть завались. А теперь он стал художественным руководителем Московского Губернского театра в Кузьминках. Начал, как любит, с места в карьер: первый показ - и сразу известный спектакль "На всякого мудреца довольно простоты". Но просто показать пьесу было бы не по-безруковски: теперь на постановки в театр приходят незрячие и слабовидящие люди. В этом актеру и руководителю театра помогает его жена.

Вот как это работает. Незрячий человек надевает наушники. Когда актеры произносят свои реплики, в наушниках тишина. Как только возникает пауза, тифлокомментатор – Ирина Безрукова - описывает, что происходит на сцене. "Теперь нам предстоит сделать сурдоперевод для глухонемых, которые тоже наравне со всеми придут и посмотрят спектакль, - говорит Сергей Безруков. - Театр, доступный для всех, для каждого зрителя".

Безруков заучил уроки своего педагога Олега Табакова на "отлично". Олег Павлович часто повторяет: "Жизнь на тебе не заканчивается". Вот Безруков и претворяет в жизнь уроки учителя. Парадокс в том, что других он жалеет, а себя – нет. Фильм "Адмирал" стал для него еще одним испытанием. Безруков играл генерала Каппеля, и ему предстояло в кадре провалиться под лед. Снимали несколько дублей, стоял мороз - минус тридцать. Но Безруков, не жалуясь, лез в воду.

 

"Зритель пришел, ему не важно, спал ты до этого или не спал, - замечает Сергей Безруков. - Ему нужно, чтобы ты сыграл хорошо, чтобы он получил удовольствие от того, что ты делаешь. Поэтому нужно работать каждый раз на все тысячу".

 

Он всегда был на шаг впереди. В 35 стал народным артистом, в 40 – худруком театра. Те, кто оставались позади, всякий раз бросали вдогонку какие-нибудь гадости, но Безруков к этому всегда относился спокойно. Он просто продолжал заниматься делом всей своей жизни. А теперь еще и решил поставить спектакль "Бешеные деньги" по Островскому. "Для меня очень важно, что мы начинаем с Островского, потому как Островский как раз писал о людях губернии. Это всe как раз губернские персонажи, губернский характер", - говорит Сергей Безруков.

Это сейчас Сергей Безруков – известнейший актер, обеспеченный мужчина. А когда женился на своей красавице Ирине, был начинающим актером небольшого столичного театра на сто мест.

 

"Когда она рядом, мне хорошо, - говорит Сергей Безруков. - Человек я увлекающийся, но мне хорошо, что Ирина рядом, она дает ощущение моего внутреннего спокойствия".

 

Они многое дают друг другу – и спокойствие, и уверенность в том, что рядом надежный и любящий человек. Хотя началось всe непросто. Ирина была замужем, а Сережа завоевал ее в прямом смысле слова. Впрочем, рассказывать о своем  романе они не любят.

Ирина Безрукова также снимается в кино, играет в театре и помогает Сереже. Она с ним и на гастролях, и на съемках, следит, чтобы он вовремя поел, чтобы он отдохнул, наконец. До встречи с Сережей Ирина сыграла довольно много ролей в кино. А потом, как она сама говорит, взяла фамилию Безрукова, и такой актрисы, как Ливанова, не стало. "Есть много успешных актрис, - замечает Ирина Безрукова, - и Сергей работает с ними. Но о таких женщинах он говорит, что это актрисы до мозга костей, потому что для них самое главное, первоочередное – это профессия, это роль, желательно главная. Я совершенно другая, и Сергею это очень нравится".

В народе Безрукова обожают, критики его ругают, а коллеги-актеры иногда смотрят на него как-то не по-доброму. Пушкин, Есенин, Высоцкий, Иешуа – и все это сыграл он, Сергей Безруков. "Это актерская жадность, - замечает Екатерина Гусева. - Если бы мне предложили сыграть Есенина, Пушкина, Иисуса Христа, я бы тоже не отказалась, но мне не предлагают".

В кино снимается, в театре играет, на гастроли ездит постоянно, ставит спектакли как режиссер, да еще и художественным руководителем стал. Как он это всe выдерживает? "Сергей – невероятно энергоемкий и крепкий, - говорит Ирина Безрукова. - Возобновляемый ресурс". Сам актер говорит про себя так:

 

"Во мне, может быть, батарейка серьезная. Будем надеяться, на долгие годы. Я не пью, не курю, и мне хватает, может быть, моих персонажей. Вот он, настоящий адреналин, никакого допинга не надо!"

 

Если верить в чудо, все будет хорошо, считает Сергей Безруков. "Хочется делиться добром, счастьем. С утра улыбнитесь, пожалуйста, - призывает он. - Я понимаю, что жизнь сложная и не всем возможно улыбаться. У всех много проблем, огромное количество проблем. Но сделайте попытку, и, может быть, глядя на нас, у людей возникнет эта улыбка".

Смотрите оригинал материала наhttp://www.1tv.ru/documentary/fi=817